Проблемы взаимодействие вузов и работодателей на рынке труда

Все больше и больше стран США, Китай, некоторые европейские и азиатские страны ставят в качестве национальной стратегической задачи — всеобщее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни. Во всем мире усилилась роль учреждений высшего профессионального образования в первую очередь университетов в генерации, использовании и распространении знаний. Широкое распространение получила модель глобального научно-исследовательского университета , в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Движение к модели глобального научно-исследовательского университета происходит не только в странах, где университеты традиционно служили основой национальной научно-исследовательской и инновационной системы США, Великобритания, Канада , но и там, где исследовательская работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах Германия, Франция, Финляндия. Принципиальными особенностями этой модели являются [2, . В экономике России давно назрела необходимость качественных сдвигов, связаная с убывающими возможностями и снижающейся эффективностью традиционных ресурсов экономического роста. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста России в ХХ веке становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Современная российская экономика важное место отводит усилению интеграции науки, образования и инновационной деятельности.

Взаимодействие ВУЗов и работодателей в процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов

Образование Многофункциональные модели взаимодействия вузов и предприятий НГК 15 октября СамГТУ провел круглый стол по вопросам взаимодействия вузов с предприятиями нефтеперерабатывающей отрасли. В ходе встречи прозвучало более 10 докладов. Важно, чтобы с первого дня в вузе студенты понимали, что выбранная ими специальность перспективна, что они смогут найти интересную работу, которая будет приносить им хороший доход, — заявил на круглом столе проректор по учебной работе СамГТУ Яков Клебанов.

Контакт СамГТУ с этими компаниями приносит много плюсов. Их руководители и ведущие специалисты помогают организовывать студенческую практику, многие наши ребята уже во время учебы работают на нефтегазовых предприятиях региона.

Анализ результатов исследования взаимодействия вузов и работодателей в процессе проблема моделирования процессов взаимодействия предприятий и Для бизнеса в процессе трудоустройства молодых специалистов.

Эта тенденция в ближайшие годы будет удерживаться, так как Федеральное агентство по образованию объявило о перманентном сокращении государственного заказа по подготовке специалистов с высшим образованием. Такая перспектива, а также возможное введение системы финансирования образования через государственные именные финансовые обязательства или возвратные государственные субсидии вынуждает государственные высшие учебные заведения предпринимать меры по поиску механизмов дополнительного финансирования образовательных программ и расширению предпринимательской деятельности.

Для привлечения дополнительных финансов вузы используют интеллектуальный капитал и материальную базу. Интеллектуальный капитал обеспечивает развитие образовательной и научной деятельности, материальная база позволяет с наименьшими затратами развивать непрофильные для учебного заведения направления. Самый органичный для вузов способ зарабатывания дополнительных средств — это расширение видов образовательных услуг и объемов их предоставления. Для успешной реализации этого направления необходимо изменить структуру предоставляемых образовательных услуг, перенеся акцент на переподготовку, повышение квалификации, второе высшее образование и новые неконтактные формы обучения.

Учебные заведения, имеющие сильную научную базу, способны привлечь дополнительные средства за счет увеличения объемов научно-исследовательских работ. Вузы, имеющие санатории-профилактории и медсанчасти, расширяют спектр платных медицинских услуг. Учебные заведения, в составе которых имеются столовые и комбинаты питания, стремятся как можно эффективнее использовать их для привлечения финансовых ресурсов.

К способам получения дополнительных средств можно отнести производство и реализацию фирменной атрибутики вуза, строительно-монтажные и ремонтные работы, изготовление строительных конструкций и мебели, обустройство комнат временного проживания и пр. Для многих вузов ощутимой прибавкой к доходам стали средства, получаемые от сдачи в аренду свободных от учебного процесса помещений. Все эти способы получения дополнительных средств выработаны образовательными учреждениями за годы относительной автономности.

Компания динамично развивается, осваивая выпуск новых видов продукции, что делает очень актуальным взаимодействие с прикладной вузовской наукой. К сожалению, уровень такого взаимодействия пока очень низкий. И это проблема не отдельно взятой компании.

В в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7, стр. 1) состоится круглый стол «ВУЗ — предприятие: проблемы и перспективы.

Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и бизнес-структур в области трансфера технологий? Что из зарубежной практики можно перенести на российскую почву? Своей точкой зрения по этим вопросам на конференции делились российские и зарубежные эксперты. В странах Европейского Союза этот показатель составляет процентов, иногда превышает Какой вклад в инновационное развитие производства вносят вузы?

Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и промышленности в области трансфера технологий? Безусловно, уровень инновационной активности в российской экономике существенно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже тот спрос на инновации, который есть сегодня, за счет наших изобретений удовлетворяется только наполовину.

Из-за рубежа приходят к нам 50 процентов востребованных российской промышленностью технологий. Тенденция объяснимая — технологический трансфер происходит во всем мире. Однако вместе с тем это говорит о том, что у российских вузов есть серьезный рынок, который сегодня еще не полностью освоен. Должно быть уделено внимание как повышению качества работы вузов в сфере исследований, так и всему, что связано с трансфером этих результатов в область реальной экономики.

Подобные успешные примеры на сегодняшний день в России практически отсутствуют.

Эксперты: кооперация вузов, бизнеса и власти обеспечат развитие регионов

Красноярский экономический форум — Эксперты: Российские вузы должны стать точками роста регионов и активно участвовать в решении их социально-экономической повестки, однако для этого необходима их тесная кооперация с властью и бизнесом, так называемая"тройная спираль". Об этом говорили эксперты в ходе круглого стола"Университеты как центры технологического и социального развития регионов" в рамках Красноярского экономического форума.

Как сообщил ректор Томского государственного университета ТГУ Эдуард Галажинский,"у вузов появилось новое качество - включение в задачи регионального развития".

взаимодействия университетов и бизнес-структур. ВУЗов и бизнеса, анализ успешного опыта сотрудничества бизнеса и . Кузнецова А.А. Взаимодействие работодателей и вузов: актуальные проблемы / А.А. Кузнецова, А.А.

Основы теории систем и системного анализа. Теория иерархических многоуровневых систем. Концепция информатизации самарского государственного вуза на период — гг. Требования к подготовке специалистов напрямую зависят от развития производительных сил общества. Под влиянием развития и внедрения новых технологий корректируется список профессий и направлений подготовки, востребованных на рынке труда выпускников высших образовательных организаций.

Для обеспечения потребностей рынка труда за счет подготовки молодых специалистов и переподготовки уже имеющихся высшим образовательным организациям уже недостаточно отслеживать только текущую ситуацию сегодняшнего дня. Необходимо прогнозировать развитие социальной потребности и иметь достаточный ресурс времени для освоения перспективных направлений подготовки, разработки новых образовательных программ и курсов для них, с необходимым учебно-методическим и информационно-технологическим обеспечением [2].

Заметим, что сама система образования не только зависит от развития общества, технологий и потребностей рынка труда, но и в определенной степени влияет на них. Наличие или отсутствие специалистов определенной квалификации может затормозить или ускорить решение тех или иных проектов, возникающих в сфере производства, бизнеса, государственного управления, торговли и проч.

Очевидно, развитие производственной сферы и системы образования должны быть как-то увязаны, синхронизированы. Это требование априорно и постулируется аксиоматически.

Бизнес и ВУЗы: к проблеме кадрового голода

Проектный и финансовый менеджмент. Индивидуальная и командная работа. Обучение в течение всей жизни.

Схема взаимодействия вуза с партнерами ситуаций по взаимодействию вузов с бизнес-сообществом, разработки и выбора . Проблемы экономики.

Опорные вузы — сегодня наш флагманский проект. Весь последний год, когда расширилась когорта опорных университетов и их стало 33, мы выделяем большие ресурсы на то, чтобы объединять университеты, чтобы они работали вместе и чувствовали себя единой командой, с понятными механизмами работы. Мне кажется, что в рамках такого сетевого взаимодействия это удается. Проговорить все проблемы в рамках одного семинара все аспекты невозможно. Вузы и региональные предприятия — основные драйверы развития территории, которые отвечают за развитие человеческого капитала, экономики, качества жизни в регионе.

Ректор Петрозаводского государственного университета Анатолий Викторович Воронин отметил высокую значимость проводимого в стенах ПетрГУ мероприятия: У каждого вуза есть свои наработки, что-то особенное. Во время круглого стола мы сможем обсудить лучшие практики. Анатолий Воронин поделился опытом взаимодействия вновь созданного опорного вуза с индустриальными партнерами.

Это одно из ключевых направлений стратегии развития Петрозаводского государственного университета. О вузах как центрах создания инноваций говорил Александр Борисович Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России.

Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников

Скачать электронную версию Библиографическое описание: Пермь, май г. В частности, ФГОС ВПО четко указывает на то, что высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

Проблемы и перспективы взаимодействия вузов с потенциальными . образовательных структур с бизнес - сообществом, что позволит готовить.

Менее всего вузы занимаются оценкой, контролем и анализом реализованных мероприятий. Процесс взаимодействия с предприятиями во многих вузах не проходит все стадии цикла управления, вследствие чего этот процесс обладает меньшей степенью управляемости. Деятельность по установлению стратегических с предприятиями осуществляется отдельными подразделениями, то есть отрывочно, локально.

Каждому вузу следует разработать общую систему установления взаимодействия с предприятиями. Заинтересованность предприятия и вуза в сотрудничестве очевидна, а сторон соприкосновения и даже проникновения образования и промышленности настолько много, что назрела необходимость создать для их координации специальную структуру, которая сможет, объединив финансовые ресурсы предприятия и интеллектуальный потенциал вуза, обеспечить благоприятную среду для решения множества взаимо-интересующих обе стороны образовательных задач [1, с.

Проблема сотрудничества предприятий и высших учебных заведений актуальна не только в России, но и во многих зарубежных странах. Данную проблему страны решают как по отдельности, так и при реализации совместных международных программ. По мнению иностранных специалистов, взаимодействие промышленности и образования является залогом результативности технологических инноваций. Основными выгодами подобного сотрудничества можно назвать: Таблица 2 Формы осуществления взаимосвязи высшего образования и промышленности за рубежом [3] Формы осуществления взаимосвязи высшего образования и промышленности за рубежом Форма Исследователь, страна 1.

Постоянный контакт университета с рынком труда с целью отслеживания его требований и происходящих перемен А. Учет требований промышленности при разработке учебных планов. Постоянное обновление знаний и навыков специалистов вследствие их устаревания А. Вервилл, США; франция 3.

Синергия на всех уровнях

Такое положение не может быть сведено только к системе образования или рынку труда. Многие причины кроются в неинституциализированности существующих связей и отношений в обществе, отсталости архаичности последнего, крайне противоречивом развитии социума. Архаичность общества, непредсказуемость рынка труда, несистемное реформирование экономики и социальной среды, падение производства, резкое изменение структуры спроса на рынке труда на многие профессии, стихийное перераспределение объемов подготовки специалистов, переизбыток одних специалистов и недостаток других приводят к тому, что молодой выпускник часто оказывается невостребованным после окончания профессионального учреждения.

Уже многие годы более половины выпускников вузов вынуждены устраиваться на работу не по специальности. Избыток одних специалистов и недостаток других не может не сдерживать социально-экономическое развитие общества, обострять социальную напряженность, препятствовать полноценному развитию личности.

Уже сейчас вузы активно сотрудничают с бизнесом, привлекая его Антипьев А.Г. Проблемы взаимодействия вузов и работодателей на рынке труда.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гончарова, Наталья Владимировна Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа 19 взаимодействия"вуз-предприятие". Эволюция идей о роли высшей школы в воспроизводстве 19 рабочей силы. Методология и методика социологических исследований 33 рынка труда молодых специалистов с высшим образованием, Глава 2. Характеристика основных субъектов взаимодействия 51"вуз-предприятие". Специфика деятельности современных предприятий на 69 рынке труда молодых специи,.

Особенности поведения молодых специалистов в процессе 82 подготовки, распределения и использования рабочей силы. Сравнительный анализ основных типов взаимодействия"вуз-предприятие". Основные формы взаимоотношений вузов и предприятий. Введение диссертации часть автореферата на тему"Основные направления рационализации взаимодействия"вуз - предприятие" в условиях формирования рынка труда" Актуальность темы исследования.

Развитие в России рыночных отношений оказывает значительное влияние на сферу труда. Особенно наглядно это проявляется в формировании рынка труда, как средства согласования интересов работодателей и наемных работников.

«От взаимодействия вузов и промышленных предприятий выиграют все»

овременная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области формирует спрос не только на инвестиции для модернизации, но и на высокопрофессиональные кадры в области техники, технологии и управления. Все чаще компании ищут новые пути и формы взаимодействия с ВУЗами, чтобы обеспечить себя качественными специалистами. Участие бизнеса в образовательном процессе объясняется двумя причинами:

знаний задача установле- ния и развития партнерских отношений вузов с промышленностью взаимодействия диполя «вуз – производс- твенное . бизнес-знания. 6 управленческие приятия появляется проблема кадрового.

Найти в словарях Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между бизнесом, образовательными учреждениями и обществом. В этой статье авторы рассматривают некоторые вопросы развития и модернизации образования, используя существующий в Великобритании опыт сотрудничества бизнеса и высшего образования, а также существующие на данный момент в Великобритании мнения и позиции с целью выработки подходов и структуры для анализа ситуации в Российской Федерации.

Бесспорно, в Великобритании существуют свои особенности, влияющие на уровень и качество взаимодействия бизнеса и образования. Вот почему цель данной работы — не поиск решений, основанных на опыте другой страны, а попытка начать дискуссию через исследование иной системы развития в ином культурном контексте. Введение Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между бизнесом, образовательными учреждениями и обществом. В этой статье мы попытаемся осветить некоторые вопросы, используя существующий в Великобритании опыт сотрудничества бизнеса и высшего образования, поскольку эта проблема стала одним из важнейших направлений развития национальной политики страны.

Процесс модернизации делает очевидным тот факт, что изменения в системе образования являются основой будущего экономического и социального развития России. В частности, в сфере профессиональной подготовки процесс модернизации предполагает следующие направления развития:

Тина Канделаки: почему профнепригодны выпускники вузов?